СМИ о группе компаний«Чистый город»

Группа Компаний «Чистый город» взаимодействует с региональными и федеральными изданиями, предоставляя информацию о деятельности компании, официальные комментарии, экспертные мнения. Являясь одним из крупнейших операторов сферы обращения с отходами в РФ, компания предоставляет представителям СМИ квалифицированные разъяснения по отраслевой тематике. Сотрудники пресс-службы Группы Компаний «Чистый город» открыты и готовы к диалогу со средствами массовой информации.

СМИ О НАС

22.11.2017

Отраслевой ресурс "ТБО": "Лучший инвестор – регоператор"


После внесения изменений в закон № 89-ФЗ и введения института регионального оператора, работающего на основе территориальной схемы обращения с отходами, необходимость в бюджетных дотациях данной отрасли отпала. Новая реформа предоставила регионам возможность привлечения в отрасль инвестиционных средств, освобождая бюджеты от дополнительной нагрузки на финансирование данного направления.

Длительное отсутствие коренных изменений в отрасли об ращения с отходами привело к шокирующим результатам: 85 % отходов в России размещаются на несанкционированных свалках, 10 % попадают на законные полигоны и 5 % – на переработку. К такой суровой статистике привело совместное действие нескольких факторов: это и отмена лицензирования на транспортирование отходов, и возможность рекультивации отработанных карьеров отходами без проведения экспертиз, и отсутствие (до 2016 г.) законодательной базы для организации комплексного подхода.

Сильный толчок развитию отрасли дали такие изменения в закон № 89- ФЗ, как введение территориальных схем обращения с отходами и института регионального оператора.

Задача новой реформы – организация сферы обращения с отходами в каждом субъекте РФ, включая дооснащение системы недостающими объектами обращения с ТКО (мусороперегрузочными мощностями, объектами размещения и обработки) и необходимым количеством спецтехники, оборудования, тары. Показателем эффективности такой системы становятся минимально возможный тариф и отсутствие необходимости привлечения бюджетных средств и гарантий.

Стабильное функционирование системы складывается из нескольких составляющих. Главная из них – это правильное формирование территориальных зон перед конкурсными процедурами по выбору регионального оператора.

Объединение инвестиционно привлекательных территорий (городских, с высокой плотностью населения) с проблемными (сельскими, труднодоступными, малонаселенными) увеличивает шанс привлечения в субъект РФ профессиональной компании, которая сможет стать организатором отрасли. Единая зона обслуживания регионального оператора решает проблемы в сфере обращения с отходами на территории всего региона, а также снимает риск отсутствия потенциальных региональных операторов в селе, исключает возможность возникновения очень высоких тарифов и снимает потребность в дотациях.

Учитывая, что большинство российских регионов вступает в реформу в условиях необеспеченности объектами обращения с ТКО, к тому же в период сложного экономического положения, оптимальным вариантом становится привлечение в отрасль компании, которая может совместить функции регионального оператора и инвестора. Такая конструкция позволяет субъекту РФ получить коммунальную инфраструктуру без бюджетных гарантий, дотаций, а также при оптимальном тарифе для населения, а инвестор в этом случае приобретает гарантию загруженности своих объектов, то есть экономически благополучный сценарий своей будущей деятельности.

Данная конструкция также обеспечит переход на новую систему в максимально короткие сроки, так как региональный оператор ограничен временными рамками, в которых он обязан осуществить выстраивание цивилизованной, законной отрасли обращения с отходами. Еще до начала фактической деятельности региональный оператор должен оснастить регион спецтехникой и вспомогательными объектами – площадками временного накопления. Возведение опорных объектов должно продолжаться не более 11 месяцев в период фактической деятельности регоператора (с учетом разрешенного срока для временного накопления отходов) и до 1,5 лет с момента получения статуса. Такой формат работы позволяет субъекту РФ в числе прочего получить и такую составляющую стабильной работы, как профессиональная корректировка территориальной схемы обращения с отходами. Не напрасно терсхемы во многих регионах широко подвергаются критике экологов и общественников: в большинстве своем это документы действительно не очень качественно проработанные. Региональный оператор, выстраивая долгосрочную работу в рамках законодательства и установленного тарифа, при совмещении функций инвестора как никто иной сможет откорректировать документ в направлении оптимальных технологических и логистических решений (размещение и мощность объектов обращения с ТКО, выстраивание потоков ТКО). При необходимости именно регоператор будет инициатором корректировки территориальной схемы, и такая инициатива будет подкреплена экономическим обоснованием, показывающим снижение тарифа и улучшение показателей утилизации.

Региональный оператор-инвестор будет заинтересован и в расширении спектра оказываемых услуг - создании межмуниципальных объектов по обезвреживанию, утилизации и размещении широкого перечня отходов, ведь его контрагентам зачастую требуется комплексная услуга по отходам. Таким образом субъект РФ может решить проблемы и с другими видами отходов, наиболее распространенные среди которых - биологические, медицинские, строительные, промышленные и др.

Участие местных игроков в реформировании отрасли крайне необходимо. Опыт показывает целесообразность привлечения местных игроков в части организации сбора, транспортирования и абонентского обслуживания с закреплением за ними определенной зоны обслуживания, на которой они работали до реформы: ведь они лучше всех знают специфику территории, населения, имеют клиентскую базу. Такое взаимодействие поможет снизить и социальное напряжение в среде бизнеса, работающего в субъекте РФ, а значит, позволит более спокойно пройти переходный период.

При подготовке к переходу на новую реформу в качестве регионального оператора субъекты рассматривают привлечение государственной либо коммерческой компании. Участие государства рассматривают прежде всего с целью избежания рисков монополизации отрасли. Однако эти риски снимаются тем, что тариф регулируется тарифным органом субъекта РФ. Исключить риск коллапса системы позволяет совмещение в одном лице регоператора и инвестора (собственника объектов), который в первую очередь заинтересован в работе объектов. Организация сферы обращения с ТКО государственным или муниципальным предприятием неминуемо приведет к трате бюджетных средств на возведение недостающих объектов, на покрытие кассовых разрывов, на приобретение техники и оборудования. Такой подход является потенциально неэффективным, так как система не сможет функционировать без бюджетных вливаний. Ситуация усугубляется и тем, что в государственных структурах зачастую отсутствуют специалисты, обладающие профессиональными практическими знаниями. В связи с этим высока вероятность построения нежизнеспособной системы.

Привлечение на территорию субъекта РФ коммерческой компании, обладающей опытом работы в данной сфере и финансово обеспеченной для решения как организационных, так и фундаментальных вопросов более чем целесообразно, особенно в период дефицита бюджетов. Правильно организовав переход на работу в новых условиях, регионы получат стабильную работу системы отрасли обращения с отходами в максимально короткие сроки, без привлечения бюджетных средств, при минимально возможном тарифе для населения.